Молись
Часослов, его содержание и порядок следования в нем служб суточного круга. Неподвижные молитвословия, песни и псалмы из чина вечерни и утрени, входящие в часослов. Глава 27-я о богородичных, поемых на отпустительных тропарях; ее построение.




2-я часть Следованной Псалтири: Часослов

«Непрестанно молитесь»: как может молиться современный ...

2 июн 2011 ... Поэтому лучше, чтобы молитвы служб Часослова использовались в
собрании хотя бы двух-трех человек, даже если вы совершаете это ...
http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/neprestanno-molites-kak-mozhet-molitsja-sovremennyi-khristianin/

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-то часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан. Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней 9 кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье.

Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения.

Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов.

Далее «Бог Господь» со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя » с особыми стихами.

Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим жестом, а эксапостиларии во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим… » В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа на вседневной чтением со слов: «Хвалите Господа с небес».

В конце последнего псалма есть указание киноварью «на 6″, «на 4″. Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает. Господи Боже наш…»

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие.

Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…» Далее «Благо есть исповедатися Господеви…» Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 «Хвали душе моя Господа», далее «Полнородный Сыне…», «Во царствии Твоем…», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: «Благословлю Господа,..»

За Изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем вечерня, в которую входит 103 псалом; так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах…»

Конец имеет киноварные пометки «на 10″, «на 8″; «на 6″, «на 4″ это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир.

Далее идет: «Свете Тихий… «, «Аллилуйя « со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи…»; которая читается на каждой вечерне.

После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои…», «Помилуй нас, Господи», .. Затем следует: «Ныне отпущаеши…», «Богородице Дево, радуйся» и чин великопостного окончания вечерни.

За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы.

Далее помещено чинопоследование великого повечерия, Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно.

За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья «О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых».

Часослов, его содержание и порядок следования в нем служб ...

Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные
утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника
до ...
https://bpdsmn.wordpress.com/3-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-2/3-4-%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8C-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%87/%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%BB%D0%B5/

Окончание «Учебного Часослова» гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.







Источник: http://bpdsmn.wordpress.com

Октябрь - месяц Розария
Месяц октябрь в Римско-Католической Церкви посвящен Пресвятой Деве Марии - Царице Розария .